Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №4

Адрес142306, Московская область, Чехов, ул. Солнышевская, д. 2

Контакты администрации
Loading...

Программа развития

Программа развития МБОУ лицея №4

 

 «Согласовано»        

29 августа  2014 г.    

Председатель             

Управляющего совета  

лицея № 4

  ________________

  Иванов Е.А.                    

Принято общим собранием

 трудового коллектива        

 29 августа 2014 г.       

 Председатель ПК лицея № 4

  лицея № 4

________________                   Тихомирова М.А.

«Утверждаю»

 03 сентября  2014 г.

 Директор лицея        

 

 

___________________

     Степанов Г.В.

 

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

ЛИЦЕЯ №4

на 2014 - 2018 годы

 

«Создание информационно-коммуникационного образовательного пространства в целях формирования интеллектуальной культуры учащихся лицея»

 

 

 

Начальник УО Администрации

Чеховского муниципального района                                          Е.Н.Толмачёва

 

Председатель

районного методического совета,                                               Д.Р.Лыкова

директор УМЦ                                                                                            

                                                                          

 

 

 

г. Чехов

Московской области

2014 год

CОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт Программы развития лицея.
  2. Информационная справка о лицее.

2.1.  Характеристика педагогического коллектива.

2.2.  Сведения об учащихся

2.3.  Система управления лицеем

2.4.  Структура методической службы

  1. Аналитико–прогностическое обоснование Программы

      3.1. Анализ реализации программы развития за 2010 – 2013 годы

      3.2.  Анализ внешних факторов, влияющих на функционирование лицея

      3.3. Анализ внутренних факторов, влияющих на функционирование и развитие лицея.

  1. Условие развития лицея
  2. Цели и задачи Программы развития

      5.1.  Принципы реализации программы

      5.2.  Этапы развития Программы

      5.3.  Этапы реализации Программы

      5.4.  Управление Программой 

      5.5. Ожидаемые результаты

      5.6. Ресурсное сопровождение реализации Программы

     

                                                     ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ЛИЦЕЯ №4 на 2014 - 2018 годы

  1. Паспорт Программы

Название Программы

«Создание информационно-коммуникационного образовательного пространства в целях оптимизации формирования интеллектуально-нравственной культуры учащихся лицея»

Разработчики Программы

Педагогический коллектив лицея под руководством директора лицея СтепановаГ.В.

Ответственные:

  • Заместитель директора по УВР  - Петров В.В.;
  • Заместитель директора по УМР – Федорова С.А..

Консультативная поддержка

Заместитель начальника Управления образования – заместитель начальника УО– Семендяева Л.И.

Сроки реализации Программы

С  01.09.2014 года по 01.09.2018 года

Обсуждение Программы

Общее собрание трудового коллектива

Методический совет Чеховского муниципального района

Утверждение Программы

Приказ по лицею от 29 августа 2014 г. № 313-ОД

Нормативные документы

  • План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации.
  • Закон Российской Федерации "Об образовании".
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»04 февраля 2010 г., Пр-271.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации".
  • Приказ Министерства образования Московской области  от 31.03.2010 № 648 «О реализации приоритетного национального проекта «Образование» на территории Московской области в 2010 году»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего полного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ МО РФ от 18.07.2002 г № 2783
  • Базисный учебный план 2004 г.
  • Санитарно-эпидемиологические нормы и правила;
  • Устав МБОУ лицей № 4 г. Чехова МО.
  • План информатизации МБОУ лицея № 4.

Адрес,

контактные телефоны

  • 142300, МО, г. Чехов, улица Солнышевская, д.2
  • Электронная почта: licey4chehov@ mail.ru
  • Сайт: http://licey4.edumsko.ru/
  • 8(496)-72-6-82-93, 8(496)-72-6-83-92.

2. Информационная справка о лицее

1958 год - открытие средней школы № 4 города Чехова Московской области;

1995 год – изменение типа и вида учреждения на муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 4;

               МБОУ лицей № 4 является учреждением повышенного уровня. Образовательный процесс в нем имеет ряд отличий:

·        изучение информатики с 5 класса;

  • пропедевтика по предметам физико-математического цикла в 5-7-х классах;
  • углублённое изучение математики и физики в 8-9-х классах;
  • изучение информационных технологий в 10, 11 классах;
  • два профиля обучения  в старшем звене: физико-математический и информационно-технический;
  • проектная деятельность учащихся в рамках научного общества «Искатель».

 

2.1. Характеристика педагогического коллектива

в 2014 – 2015 учебном году

Всего работников – 64.

Педагогические кадры – 44.

Средний возраст работников лицея – 49 лет.

Образование:

o       высшее – 40;

o       среднее профессиональное – 4.

Квалификационная категория:

o       II – 4 человек;

o       I – 13 человек;

o       Высшая – 27.

Заслуженный учитель РФ – 1

Почётный работник общего образования РФ – 4

Заслуженный работник образования МО – 1

                                                

Кадровое обеспечение – 100 %. Ведется преподавание всех предметов, предусмотренных учебным планом.

2.2. Сведения об учащихся

Показатели

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Реальная наполняемость

627

661

664

Из них

1-4

262

290

300

5-9

270

279

276

10-11

95

92

88

Количество классов

25

26

27

Из них

1-4

10

11

12

5-9

11

11

11

10-11

4

4

4

Среднее количество учащихся в классе

25,1

25,4

24,6

 

Результаты районных и областных олимпиад

Предмет

Количество победителей и призеров (место)

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Математика

2(2, 3)

2(1,2)

4(2,3,3,3)

Химия

 

1(2)

1(2)

Информатика

1(2)

1(3)

1(1)

ОБЖ

2(1,2)

1(2)

 

Обществознание

 

 

1(3)

Биология

 

2(1,3)

2(2,3)

Физика

1(3)

 

 

Физическая культура

1(2)

2(1,2)

 

Английский язык

1(3)

2(3,3)

1(1)

География

 

2(3,3)

2(1,3)

Право

1(3)

 

 

Экология

1(1)

1(1)

2(1,2)

Технология

 

2(2,3)

2(2,2)

ИТОГО ПРИЗЁРОВ

10

16

16

 

Результаты ЕГЭ

Учебный год

Предмет

Успеваемость, %

Средний балл

2011-2012

Русский язык

100

58

Математика

98

45

2012-2013

Русский язык

100

60

Математика

100

48

2013-2014

Русский язык

100

61

Математика

100

54

 

Сведения о трудоустройстве выпускников школы

Традиционно большинство выпускников лицея нацелены  продолжать обучение в вузах после окончания школы. Это подтверждают и отчеты по трудоустройству выпускников за последние годы:

Год

выпуска

Количество выпускников

ВУЗ

(бюджет)

ССУЗ и профессиональные          училища

Иной выбор

кол-во         уч-ся

%

кол-во         уч-ся

%

кол-во        уч-ся

%

2011

40

40

100

0

0

0

0

2012

45

45

100

0

0

0

0

2013

49

49

100

0

0

0

0

 

               Выпускники лицея для получения высшего образования выбирают такие ВУЗы как МГТУ им. Баумана, МГСУ, МАМИ, МФТИ, МИФИ, МИРЭА, МГУПИ.

Вывод: профильное обучение по предметам физико-математического и информационно-технического направления даёт возможность выпускникам обучаться в ведущих ВУЗах России на бюджетной основе.

       

 

2.3. Система управления лицеем

 


2.4. Структура методической работы

 

 

3. Аналитико-прогностическое обоснование Программы

Необходимость разработки данной программы развития лицея определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов.

Особенностью нынешней ситуации является то, что с начала XXI века российская школа вступила в полосу обновления – модернизации. Образование рассматривается государством как институт, который должен способствовать осуществлению «прорыва» России к новому уровню экономики и новому качеству жизни ее граждан. Но чтобы стать таким институтом, образование должно соответствовать новым требованиям времени.

Среди главных задач модернизации российского образования – достижение современного качества, доступности и эффективности образования, рост его открытости и общественной привлекательности. Это означает, что выпускники должны выходить из своих школ компетентными людьми, способными успешно действовать в сложных жизненных ситуациях, быть активными гражданами, а образовательные учреждения должны научиться эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении возможности и ресурсы, и привлекать дополнительные.

Намечены пути решения этих задач: создание новых образовательных стандартов, введение объективной оценки качества образования, построение более разумной и эффективной сети образовательных учреждений, изменение образовательных технологий, информатизация школы, обновление системы финансирования и оплаты труда учителей…

В XXI веке, когда человечество переходит в информационную стадию своего развития, образование должно стать непрерывным процессом, важнейшей частью жизни каждого человека, обеспечивать ему возможность ориентироваться в огромном количестве информации, адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям.

Образование должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования – обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности.

Сегодняшнее мировое цивилизованное общество во многом базируется на информационных и телекоммуникационных технологиях. Обеспечение сферы образования теорией и практикой разработки и использования информационных и телекоммуникационных технологий является одним из важнейших средств реализации новой государственной образовательной парадигмы, направленной на создание максимально благоприятных условий для саморазвития личности.

В современной школе, как фактор образования и повышения эффективности информационной среды, традиционно рассматривают компьютерную технику, компьютерные и Интернет – технологии. Не отрицая значимости этого фактора, мы считаем, что условием его существования должны стать потребности участников образовательного процесса, использования возможностей информационной среды. Как показывает опыт, применение информационных и телекоммуникационных технологий само по себе не приводит к существенному повышению эффективности образовательного процесса. Целесообразным является создание такой образовательной среды, которая обеспечивала бы процессы гуманизации образования, повышения его креативности.

 

3.1. Анализ реализации программы развития за 2010 – 2013 годы

Итоги реализации программы развития за 2010 – 2013 годы:

  1. Разработана модель взаимодействия в информационной среде.
  2. Составлен план реализации модели.
  3. Определены критерии эффективности функционирования модели.
  4. Подготовлен необходимый объём материальной базы лицея с программно-методическим материалом.
  5. Проведена частичная модернизация имеющегося компьютерного парка.
  6. Смонтирована проводная локальная сеть, обеспечена беспроводная связь для мобильного класса.
  7. Организовано повышение квалификации педагогических кадров по данному направлению.
  8. Переход на архитектуру «клиент – сервер» не осуществлён из-за отсутствия достаточного финансирования.
  9. Создан сайт лицея, осуществляется постоянное информационное сопровождение.

Вывод: программа развития 2010-2013 года в целом выполнена, необходимо продолжить создание необходимого образовательного пространства лицея, модернизировать и обновить материально-техническую базу лицея, осуществить переход на архитектуру «клиент-сервер», внедрить элементы дистанционного обучения, продолжить развитие сайта лицея для обеспечения персонифицированного доступа.

3.2. Анализ внешних факторов, влияющих на функционирование лицея

Негативные факторы:

  • лицей расположен в центральной части города, в районе, где не ведется строительство новых жилых домов;
  • возрастная среда микрорайона большей частью состоит из людей старше 50-ти лет;
  • оживленное движение автотранспорта и отсутствие регулируемых пешеходных переходов;

Положительные факторы:

  • возможность добраться до лицея любым видом городского транспорта, что дает возможность ученикам из других районов города и района обучаться в лицее;
  • наличие ПК у 95 % учащихся лицея с выходом в Интернет;
  • связь лицея с социальными партнерами МГСУ, МАМИ, МИФИ, МОПК, МФПА – возможность привлечения преподавателей, студентов данных ВУЗов и колледжа для консультаций учащихся по предметам физико-математического направления;
  • помощь социальных партнеров в приобретении необходимого оборудования;
  • реструктуризация сети образовательных учреждений района.

Проведённый анализ состояния и прогноз тенденций изменения основных факторов внешней среды, учитывая социальный заказ родителей (законных представителей), показывает необходимость выполнения миссии лицея в полном объёме.  

 

3.3. Анализ внутренних факторов,

влияющих на функционирование и развитие лицея

 

Учебная деятельность

Образовательный процесс в лицее осуществляется на основе базового образования, определяемого Министерством образования и науки РФ и школьного компонента.

Лицей обеспечивает подготовку выпускников не допускающую пробелов в стандарте образования и предоставляет им особые возможности для углубления и расширения знаний по всем дисциплинам.

Содержание учебно-воспитательного процесса ориентированно на  усиление информационно-технологической, физико-математической и технической подготовки. Обучение ведется по программам углубленного изучения предметов физико-математического и естественнонаучного циклов. Образование в лицее, кроме обязательных занятий, включает в себя:

  • занятия по выбору (научное общество, профильная и предпрофильная подготовка);
  • консультации с педагогами;
  • индивидуальные занятия с преподавателями ВУЗов.

Одним из условий эффективного функционирования образовательной системы является использование  ИКТ в учебном процессе.

Урок перестает быть единственной формой приобретения и передачи знаний, активно включаются в образовательную практику проектная методика, участвуя в которой ученик приобретает:

  • опыт самостоятельной образовательной деятельности, в том числе исследовательской, творческой;
  • информационные умения, связанные с поиском, анализом, оценкой, структурированием и обработкой информации;
  • коммуникативные умения (работа в команде, взаимодействия с другими участниками, ведение дискуссии, защита точки зрения и т.д.);
  • организационные и проектировочные умения (постановка цели деятельности, планирование этапов, прогнозирование результатов и т.д.).

Положительными в работе лицея являются следующие моменты:

  • достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал;
  • эффективная система работы с родителями;
  • соблюдение прав и свобод всех участников образовательного процесса;
  • обеспечение оптимального сочетания базового и углубленного образования;
  • осуществление дифференцированного подхода к работе каждого ученического коллектива (группы) и индивидуального подхода к обучающимся;
  • комфортные условия обучения.

Недостатки в работе коллектива и их причины:

  • рабочие места преподавателей не в полном объёме оснащены компьютерной и оргтехникой;
  • часть компьютерного парка морально устарела и требует модернизации;
  • сложности использования педагогами ИКТ в учебном процессе в связи с переходом от проприетарного к свободному программному обеспечению;
  • изъятие из штата лицея ставок кружковой работы;

 

 Все выявленные в ходе анализа проблемы решаются позитивно благодаря высокой квалификации педагогического состава, слаженной работы администрации и Управления образования, поддержки родителей, что позволяет обеспечивать хорошую подготовку выпускников, адаптировать их к современным социальным условиям.

 

Проектные и исследовательские методы обучения с использованием информационных технологий

Направления использования компьютерной техники учащимися

% охвата лицейских классов

Изучение информатики и информационных технологий

100%

Проекты в рамках урока информатики

100%

Предметные проекты

60%

Межпредметные проекты

35%

 

Наличие информационной среды обеспечит увеличение доли творческой деятельности учащихся в учебном процессе и снижение нагрузки учащихся.

 

Воспитательная деятельность

Воспитание в процессе обучения, как и сам процесс обучения, явление комплексное. Переориентация на личность требует от процесса обучения воспитание человека свободного, умеющего принимать решения, рефлектирующего. Воспитательные возможности содержания, форм учебной деятельности не ограничены. Главное – в творчестве учителя.

Воспитание – это не набор «мероприятий», а целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для самопознания, саморазвития, самоопределения личности на каждом возрастном этапе и соответствие этого саморазвития общечеловеческим нормам и ценностям.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, разнообразную внеурочную деятельность, в том числе и за пределами лицея, влияние социальной среды, непрерывно расширяющееся воспитательное пространство. Объектом, субъектом, главным критерием эффективности образовательной системы является развивающаяся личность ребенка.

Ключевыми понятиями в практической деятельности являются:

  • принцип творчества, характеризующий сущностную сторону жизнедеятельности лицея, в которой творчество является одновременно и целью, и средством, и ценностью, и критерием эффективности педагогического процесса;
  • принцип развития, предполагающий обеспечение нацеленности всех средств педагогической деятельности на процессы развития личности  ребенка, педагога, родителя, лицейского сообщества и окружающего социума;
  • принцип интеллекта, подчеркивающий взаимосвязь и взаимообусловленность процесса развития творческого и интеллектуального потенциалов личности;
  • принцип нравственности, обеспечивающий формирование нравственной направленности творческого самовыражения личности, ее мотивов, интересов и ценностных ориентаций;
  • принцип системности, целесообразность и необходимость которого обусловлены тем, что творческая личность как целостная система должна развиваться в целостном педагогическом процессе;
  • принцип доверия и поддержки, который позволяет обогатить арсенал педагогической деятельности личностно - ориентированными технологиями; внутренняя мотивация, а не внешние воздействия должны приводить к успеху в образовании.

 Система творческого самовыражения личности предполагает следующие функции:

  • развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самопознанию, саморазвитию, самоопределению, самореализации;
  • интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого образовательного пространства;
  • управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития лицея, профессиональный рост педагогов;
  • компенсирующую, предполагающую создание условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей.

Применение новых форм взаимодействия с родителями, семьей в целом зависит от различных условий. Одно из условий для такого взаимодействия должна стать открытость лицея, что возможно сделать через использования информационной среды.

Педагогическая деятельность

В лицее работают объединения учителей по направлениям, между ними существует тесная связь по различным проблемам. Смысл такой работы в возможности объединения усилий, знаний, опыта разных по возрасту и предметной специализации педагогов. Их энергия направляется на поиск оптимальных решений педагогических проблем и предотвращения ошибок. Эта работа органично связана с понятием самостоятельность, творчество, вариативность, рефлексия, диалогичность общения, поддержка индивидуальности, т.е. происходит адаптирование к требованиям педагогической деятельности на личностно-смысловой основе, что способствует повышению профессиональной компетентности. У учителей возрастает потребность в саморазвитии, в повышении квалификации. Создание единой информационной среды лицея позволит расширить взаимодействие педагогов лицея, создает условия для общения с коллегами города, области, государства, будет способствовать повышению квалификации учителя.

Методическая деятельность

90 % педагогов лицея прошли курсы повышения квалификации по программам: «Использование ИКТ для учителя предметника», «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе», «Свободное программное обеспечение в учебном процессе», «Интернет - технологии в школе». Уровень ИКТ компетентности определен в результате самоанализа работников лицея. Уровень использования информационных технологий педагогами лицея приведен в таблице.

 

 

На уроке

 

При подготовке к урокам

Проектная и исследовательская деятельность

34%

77%

59%

 

Как видно из таблицы большинство учителей используют технику учреждения или домашние ПК для подготовки к урокам, а также используют метод проектов в обучении и в организации исследовательской деятельности учащихся, проводят компьютерную диагностику предметного содержания. Создание информационной среды в лицее, установка в ряде кабинетов мультимедийной техники обеспечит в более полном объёме возможность применения компьютерных и информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

 

4. Условие развития лицея

Решающим фактором формирования информационной среды лицея считаем потребность учащихся и педагогов:

  • в осуществлении активной информационной деятельности;
  • в повышении эффективности собственной информационной деятельности за счет использования компьютерных средств, современных компьютерных технологий.

Под информационной средой образовательного пространства понимается, как правило, следующее:

  • системно-организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образовательного процесса;
  • единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных  электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределение базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики.

Компьютерная информационная среда включает:

  • системно организованную совокупность аппаратных средств;
  • протоколов взаимодействия;
  • соответствующую организацию учебно-воспитательного процесса;
  • программное обеспечение;
  • специалистов и пользователей (Ученик – Учитель – Родитель – Администратор);
  • электронный документооборот;
  • базы данных, реализующих информационные процессы.

Это обмен потоками информации между всеми участниками образовательного процесса внутри самого лицея, а также обмен информацией с внешними структурами: образовательными ведомствами, университетами, библиотеками, обучающими информационными центрами и т.п.

Информационные и коммуникационные технологии, используемые в информационной среде, дают дополнительный импульс для развития образования в лицее. Предметно-практический характер деятельности участников образовательного процесса в условиях информационной среды:

  • формирует новые качества их личностей, стимулирует сотрудничество, помогает раскрыть свои способности; создает качественно иные условия и возможности интеллектуального труда;
  • дает возможность неограниченного познания окружающего мира, общения с лучшими умами человечества, друзьями, изучение лекций ведущих университетов мира, работы в библиотеках, участия в исследованиях.

Рынок программного обеспечения сегодня представляет огромное количество продуктов образовательного назначения: электронных учебников, энциклопедий по различным отраслям знаний, цифровых образовательных ресурсов, обучающих и тестирующих программ. Чтобы эффективно использовать вышеперечисленные ресурсы необходимо создать в лицее максимально возможное количество компьютерных рабочих мест, как для ученика, так и для учителя, оснастить компьютерами и тестирующими программами рабочие места социально-психологической службы.

В составе содержательного компонента информационной среды лицея выделяем следующие наиболее важные задачи:

  • подготовку выпускников лицея для плодотворной профессиональной деятельности в информационной сфере общества;
  • формирование информационной культуры педагогов, учащихся и родителей;
  • фундаментализацию образования за счет его существенно большей информационной ориентации.

Информационная среда лицея будет включать в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять информационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных. Субъектами информационной среды будут педагоги, ученики, родители, администрация лицея. Помещая в центр информационной среды субъекта образовательной деятельности, мы констатируем, что развитие информационной среды лицея возможно при условии развития самого субъекта образовательной деятельности.

На данном этапе существует проблема взаимодействия субъектов образовательного процесса с разным уровнем владения компьютерными технологиями, которая может быть снята при решении следующих задач:

  • предоставление всем участникам образовательного процесса возможности обучения современным образовательным технологиям как необходимому минимуму для участника информационного обмена в современном обществе;
  • индивидуализация обучения в сочетании с формированием у учащихся устойчивых профессиональных и этических норм работы в трудовом коллективе, занятом разработкой и применением высоких технологий;
  • обеспечение возможности как внутригородского, так и межрегионального и международного информационного обмена посредством электронной почты, доступа к мировым информационным ресурсам – файловым архивам, базам данных, вычислительным и Web-серверам, включая возможности мультимедиа;
  • публикация в электронном виде материалов методического и учебного характера, а также других видов учебной информации;
  • организация и развитие системы дистанционного образования в целях обеспечения всем учащимся равных возможностей в обучении независимо от места их проживания, основываясь преимущественно на их способностях;
  • организация и ведение дискуссионных групп, семинаров, Интернет-конференций.

В административной и управленческой деятельности лицея информационная среда поможет решить следующие задачи:

  • создание единой информационной базы данных лицея, включающей в себя сведения об участниках образовательного процесса;
  • обеспечение оперативности сбора, упорядочения и публикации управленческой и законодательной информации;
  • автоматизация документооборота всех участников информационной системы;
  • сбор и обработка данных о состоянии педагогического процесса в лицее.

                                5. Цели и задачи Программы развития

Цель Программы развития лицея на 2013-2018 г.г. – развитие информационно-коммуникационного образовательного пространства для формирования интеллектуально-нравственной культуры учащихся лицея, совершенствование индивидуальных способностей обучаемых, активизация познавательной деятельности, формирование интеллектуально-нравственной и информационной культуры учащихся, а также готовности к дальнейшему самообразованию в информационном обществе.

Для реализации основной цели Программы поставлены следующие задачи:

  • организация самостоятельной и оперативной работы всех участников образовательного процесса;
  • свободное владение ИКТ в образовательном и управленческом процессе;
  • повышение интереса родителей и общественности к деятельности лицея;
  • модернизация материально-технической базы;
  • создание условий для повышения качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий;
  • обеспечение возможности доступа участников образовательного процесса к образовательным информационным ресурсам.

5.1. Принципы реализации Программы:

  • программно-целевой подход;
  • принцип профессиональной компетентности;
  • принцип преемственности данной Программы развития и Программы развития лицея, реализуемой в 2010 -2013г.г.;
  • принципы вариативности;
  • принципы социального партнерства лицея.

5.2. Этапы развития Программы:

I этап – моделирование, 2014 г.;

II этап – организационный, 2015 г.;

III этап – реализация Программы, 2016 – 2017 г.;

IV этап – аналитический (итоговый), 2018 г.

 

5.3. Этапы реализации Программы.

I этап – моделирование (2014 год)

  1. Корректировка модели взаимодействия в информационной среде лицея.
  2. Составление плана реализации модели.
  3. Определение критериев эффективности функционирования модели.

II этап – организационный (2015 год)

  1. Обеспечение материальной базы лицея необходимыми мультимедийными средствами и программно-методическим материалом: компьютеры в кабинеты русского языка, истории, технологии, начальных классов.
  2. Проведение модернизации имеющегося компьютерного парка до уровня необходимого для внедрения выбранного информационного продукта.
  3. Развитие информационной среды лицея: расширение проводной локальной сети, объёдинение созданных локальных сетей в единую структуру.
  4. Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и административных кадров, обучение всех педагогов лицея компьютерной грамотности и использованию ИКТ.
  5. Внедрение элементов дистанционного обучения для проведения занятий.

III этап – реализация Программы (2016-2017 годы)

  1. Развитие информационной инфраструктуры лицея, переход на архитектуру «клиент – сервер», что позволит повысить безопасность информационного процесса, разграничить права пользователей и внедрить современные образовательные программные продукты.
  2. Создание единого образовательного пространства лицея. Использование информационного интегрированного продукта, созданного на основе Интернет/Интранет технологий, который объединяет образовательный мультимедийный контент, систему доставки и управления им, а также эффективные средства для автоматизации управления лицеем, полный переход к электронному документообороту.
  3. Дальнейшее развитие сайта лицея, что позволит организовать персонифицированный доступ родителей к оценкам учащихся и другой размещенной на сайте информации.

IV этап – аналитический (2018 год)

  1. Обобщение результатов.
  2. Подтверждение обоснованности выбранного курса в развитии информационного пространства лицея.

                                                      5.4. Управление Программой

         Корректировка реализации Программы осуществляет научно-методический совет. Оперативное управление реализацией Программы осуществляется директором лицея и заместителями директора по учебно-методической работе.

                                                     5.5. Ожидаемые результаты

Продуктивное использование информационной среды лицея позволит удовлетворить потребность участников образовательного процесса в оперативном получении информации и качественном ее использовании, что будет способствовать взаимодействию учащихся, педагогов, родителей.

1. Научно-теоретические:

  • совершенствование модели информационной среды;
  • внесение изменений в пакет нормативной документации, реализующей вопросы информатизации лицея;
  • корректировка критериев для оценки эффективности функционирования информационной среды лицея и плодотворности взаимодействия участников образовательного процесса.

2. Образовательно-квалификационные:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании информационных технологий;
  • повышение предметных компетенций учителей.

3. Содержательно-технологические:

  • полное внедрение компьютерных технологий в образовательную, воспитательную и информационно-управленческую деятельность лицея;
  • освоение учителями технологий: тестового контроля с применением ИКТ, уровневой дифференциации, организации индивидуальной и групповой работы на уроках, проектного обучения, дистанционного обучения.

4. Содержательно-воспитательные:

  • сформированная осознанная мотивация учебной деятельности учащихся;
  • сформированная у учащихся информационная культура базовых компетенций работы с информацией, адекватных современному уровню развития информационных технологий в обществе;
  • ориентация воспитательной системы лицея на максимальный учет потребностей, интересов и склонностей учащихся;
  • организация профориентационной работы, позволяющей большинству старшеклассников сделать осознанный выбор профессии.

5. Управленческие:

  • автоматизация делопроизводства;
  • автоматизация процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики психического развития участников образовательного процесса.

5.6. Ресурсное сопровождение реализации Программы

№ п/п

Наименование оборудования

Количество

  1.  

Кабинет информатики

2

  1.  

Компьютер для учащегося

102

  1.  

Компьютер для учителя

9

  1.  

Компьютеры, используемые в административных целях

10

  1.  

Компьютер в библиотеке

1

  1.  

Мультимедийный проектор

16

  1.  

Интерактивная доска

6

  1.  

Локальная сеть

3

 

Для реализации Программы необходимо дополнительное компьютерное оборудование:

  1. компьютеры в кабинеты русского языка, истории, начальных классов, технологии;
  2. интерактивные доски в кабинеты математики и физики;
  3. оборудование для локальной сети;
  4. компьютер для школьного сервера;
  5. лицензионное программное обеспечение для сервера и рабочих станций;
  6. информационный интегрированный продукт;
  7. оргтехника в учебные кабинеты.

 

Источники финансирования

  1. Средства муниципального бюджета.
  2. Текущее финансирование образовательной отрасли.
  3. Грантовая поддержка.
  4. Привлеченные средства.
  5. Платные дополнительные образовательные услуги.